БУДУЩЕЕ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Какие специалисты нужны современной оборонной промышленности? Как их обучать? Насколько преобразится ОПК, когда окончательно встанет на рельсы диверсификации? Эти и многие другие вопросы обсуждались 24 сентября во дворце культуры МГТУ им. Н.Э. Баумана в ходе панельной дискуссии, проходившей в рамках XIV Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». Организаторами мероприятия традиционно выступили Союз машиностроителей России и МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Дискуссия на тему «Задачи подготовки кадров для ОПК в условиях его диверсификации» состоялась в финальный день конференции. В число спикеров вошли: член бюро Центрального совета Союза машиностроителей России, ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Анатолий Александров, заместитель председателя Союза машиностроителей России, советник Генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» по науке и технологиям академик РАН Борис Алешин, директор Департамента ОПК Минпромторга России Станислав Костырев, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко, советник Генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» Василий Лапотько.

Участниками и гостями встречи стало более тысячи человек. Прибыли представители АО «КТРВ», АО «ВПК «НПО машиностроения», АО «ОДК», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Росэлектроника», холдинга «Технодинамика», региональных отделений СоюзМаш, а также студенты и преподаватели ведущих российских технических вузов и колледжей. Более трехсот человек вошло в состав объединенной делегации Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России. Видео-приветствия и вопросы записали участники из Омской, Пензенской и Тамбовской областей.

В ходе открытия мероприятия прозвучало обращение председателя Союза машиностроителей России, Генерального директора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова: «Дорогие друзья! Приветствую участников XIV Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов «Будущее машиностроения России». Инновационное развитие экономики и ее отраслей является приоритетом для России. Несомненно, конференция – это прекрасная площадка для обмена опытом и знаниями между молодыми специалистами со всей страны, для обсуждения новых, нестандартных подходов и выработки смелых и эффективных решений».

«В каких специалистах сегодня нуждается промышленность?» – так звучал первый вопрос, обращенный к экспертам. Ответ на него действительно интересовал присутствующих – многие из них только начинают свой путь в ОПК и хотят знать, к каким требованиям потенциальных работодателей им стоит готовиться.

«В первую очередь от лица Минпромторга хочу поздравить вас с Днем машиностроителя. Ваше поколение застало время перемен – и, поверьте, дальше темпы будут только увеличиваться. Государство рассчитывает на вас и ваши успехи. Что же до ответа на вопрос – изменилась потребность предприятий в инженерах, которые работают по одной узкой специальности. Сейчас все больше нужны молодые специалисты, которые умеют работать на стыке компетенций. Происходит мощная конвергенция различных технологий между собой, поэтому будущее за теми специалистами, которые имеют широкие профессиональные горизонты», – ответил Станислав Костырев.

Мыслями о том, каким образом должно вестись обучение современных инженеров, поделились представители сферы образования. Ректор МГТУ подчеркнул, что техническим вузам необходимо понимать, как изменяться в подготовке кадров: «Очень важно прочувствовать время, дать выпускникам такой вектор развития, который поможет им уверенно идти по жизни. Мерилом успешности любого университета являются его выпускники. Необходимо применять метод обучения через практику, где студенты участвуют в реальных проектах и разработках. Залог успеха – связь с промышленными предприятиями».

Алексей Левченко добавил, что Минобрнауки также прорабатывает этот вопрос, и привел пример: «Учебные стандарты переработаны с учетом индивидуальных стремлений каждого студента. С 1 сентября во все учебные программы были включены модули для всех специальностей – такие как, например, «введение в информационные технологии». У студентов есть возможность учиться по программам, которые обеспечат им хорошее будущее».

Усиление роли цифровых компетенций стало поводом для отдельного обсуждения. В его контексте Борис Алешин обратился к основной теме дискуссии и категорично заявил, что путей для быстрого переключения специалистов военного профиля на гражданский сектор не существует: «Есть какие-то базовые, фундаментальные специальности. Но и в военном, и в гражданском направлении совершенно разные подходы, совершенно разная экономика. Это на сегодняшний день является главной проблемой – не получается просто взять и переключить людей на принципиально новые задачи. Тем не менее отрасли развиваются, и требования к молодым специалистам возрастают. Как пример – авиационная промышленность. Она очень изменилась в плане технологических решений. Появилась беспилотная авиация – это значит, что теперь мы в состоянии решать не только проблему выживания пилотов, но и стремительно идем к ситуации, когда в состав экипажа будет входить только один человек, а второго пилота заменит система искусственного интеллекта. Уже сейчас пилоты полностью доверяют системе, не за горами слепая посадка, потому что современная система управления точна и надежна настолько, что способна обеспечивать взлет и посадку в автоматическом режиме. Все это говорит о том, что прогресс IT-технологий должен найти отражение и в образовании молодых инженеров, которым в дальнейшем в любом случае придется развивать связанные с этой сферой направления».

Карьерный рост – по-настоящему острая тема для любого молодого специалиста. По­этому на вопрос о том, какими качествами инженер должен обладать, чтобы стать руководителем, эксперты дали достаточно развернутый ответ.

«Тончайший вопрос. Я считаю, что современный инженер – специалист, который помимо технических наук постигает экономику. Конечно, есть стандартные образовательные решения по маркетингу, корпоративным процедурам, финансам, инвестициям – но современный инженер это все должен получать в агрегированном виде», – поделился мнением Борис Алешин.

Он также заключил, что для реализации такого подхода даже не нужно создавать специальные факультеты. По мнению Бориса Сергеевича, достаточно приглашать в качестве преподавателей людей, которые имеют практический опыт в реализации проектов.

«Что бы я делал сегодня на предприятиях? Я бы каждого перспективного молодого специалиста сначала помещал бы в конструкторское бюро, потом в научно-исследовательский отдел, потом в экономическую службу, затем в финансовую. А из тех, кто прошел такой путь, я бы отбирал лучших и перемещал их в топ-менеджмент. Нужно обеспечивать систему прозрачных карьерных лифтов. При этом ни в коем случае нельзя забывать о переподготовке – чем выше должность, тем выше должна быть квалификация специалиста. Кроме того, никак не обойтись без примеров. Взять хотя бы академика В.Н. Челомея. Все знают С.П. Королева, но хочу напомнить, что именно Челомей – блестящий ученый, блестящий оратор и руководитель. Я разговаривал недавно с директором ВГТРК О.Б. Добродеевым, у нас есть идея почтить память Владимира Николаевича и подготовить цикл передач на телеканале «Россия». Молодежи важно понять, какой путь проходили такие яркие люди, и брать с них пример», – резюмировал эксперт.

Развивая тему, Анатолий Александров добавил, что инженерам в наше время не хватает творческого, нестандартного взгляда на решение задач. Способ справиться с этой проблемой – необычные подходы к обучению: «Мы живем во времена избытка информации. Возникает огромное количество новых знаний, которые нужно брать на вооружение. При этом никогда не уйдет фундаментальное образование, знание основ мироздания необходимо любому, без этого человек развиваться не может. Также важно сделать молодежь более активной, для этого мы должны пытаться раскрыть способности каждого студента – и здесь традиционные формы обучения нас уже не удовлетворяют. Тут может помочь обращение к креативным индустриям. Мы, например, хотим сделать так, чтобы начиная с 2025 года каждый студент проходил один из курсов по искусству – будь то живопись, архитектура, театр – это не суть важно. Такой подход нужен для того, чтобы раскрепощалась личность, человек открывал в себе новые таланты».

Дискуссия длилась более полутора часов – за это время спикеры и участники также успели обсудить  проблемы развития различных отраслей ОПК, политику импортозамещения, создание федерального молодежного кадрового резерва и множество других актуальных вопросов.

Владимир КЛЫКАНОВ Фото Михаила Алексеева