ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Всероссийский конкурс «Мастер года» – мероприятие, в рамках которого преподаватели производственного обучения не только соревнуются за звание лучшего, но и обмениваются опытом. В этом году деловая программа конкурса проходила на базе реутовского структурного подразделения колледжа «Энергия». Корреспондент «Трибуны ВПК» посетил форсайт-сессию на тему «Ключевые тренды развития профессионального образования, или как меняется экосистема профессионального образования регионов», организованную совместно с Московским областным региональным отделением Союза машиностроителей России.

Конкурс «Мастер года» Министерство просвещения проводило в этом году впервые. Требования к участникам предъявлялись весьма серьезные: помимо стажа работы от трех лет каждый конкурсант должен был подтвердить опыт подготовки учащихся к чемпионатам World Skills или «Абилимпикс».

В рамках деловой программы, подготовленной для финалистов конкурса, в Реутове собрались эксперты и специалисты из 80 городов России. Честь принимать гостей выпала реутовскому структурному подразделению колледжа «Энергия» и расположенному на его базе Центру опережающей профессиональной подготовки Московской области (ЦОПП).

Экскурсии по производственному корпусу и образовательному пространству ЦОПП для участников проводил лично директор колледжа, член Регионального совета Московского областного регионального отделения СоюзМаш Нерсес Нерсесян. Форсайт-сессия (от англ. foresight – «предвидение») состоялась во второй день деловой программы. Такой формат коммуникации позволил участникам встречи представить варианты развития сферы среднего профессионального образования, наметить наиболее предпочтительные из них и обсудить пути достижения тех или иных положительных перемен.

Модераторами сессии выступили сотрудники Центра развития профессионального образования ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»: начальник центра Дмитрий Ковалев и научный сотрудник Александр Востряков.

В число экспертов вошли представители как образовательных учреждений, так и крупных работодателей.

Первым выступил начальник отдела аналитики ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» Василий Кривенко. Он затронул тему возможностей и условий синхронизации системы профессионального образования и кадровой потребности экономики Российской Федерации. По словам эксперта, институт под эгидой Минпросвета реализует соответствующий проект, пилотный этап которого уже завершен. В настоящее время действует вторая стадия проекта, на которой собираются статистические данные о том, специалисты каких областей ежегодно выпускаются из учебных заведений. Результаты наблюдений в дальнейшем сопоставляются с запросами работодателей в разных регионах страны. В ходе мониторинга также оцениваются показатели трудоустройства по специальности.

Ректор ГБОУ ВО МО «Технологический университет имени дважды Героя Советского Союза, летчика-космонавта А.А. Леонова» Алексей Щиканов предложил коллегам порассуждать о том, возможны ли консорциумы в системе среднего профессионального образования. Он поделился опытом своего университета, в состав которого также входят колледж и техникум: «Мы тесно взаимодействуем с АО «Композит», ведущим материаловедческим предприятием ГК «Роскосмос». Общаясь с этим предприятием, мы получаем четкую постановку задач касательно того, каких специалистов мы должны готовить. Мы понимаем, что одним с решением этих задач нам не справиться – нужно строить взаимодействие и с предприятиями, и с другими образовательными учреждениями. И постепенно работаем в этом направлении – например, недавно заключили Соглашение с Санкт-Петербургским политехническим университетом, чтобы иметь возможность пользоваться их суперкомпьютером при выполнении вычислений для АО «Композит». Консорциумы нужно создавать, развивать и укреплять».

От лица работодателей в дискуссию включился заместитель председателя Совета профессиональных квалификаций в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники, директор направления ПАО «Ростелеком» Юрий Мельников. Он отметил, что стратегию развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 года в настоящее время разрабатывает Министерство просвещения. При этом Национальная система квалификаций также формирует схожую стратегию, в которой профобразованию уделяется особое внимание. В частности, в ряде положений этого плана речь идет о взаимной интеграции близких квалификаций – такой шаг, по словам Юрия Вячеславовича, мог бы ускорить процесс подготовки необходимых работодателям продвинутых и универсальных кадров.

Руководитель ЦОПП Московской области Александр Плесовских рассказал присутствующим о целях и задачах центра: «Мы являемся региональным оператором ряда программ Московской области, самая известная из них – федеральный проект «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Одна из главных наших задач – формирование перечня востребованных профессий по региону. Проводятся опросы по предприятиям, отраслевые опросы, интеллектуальный анализ вакансий. Результаты достаточно интересные – несмотря на то что в последние годы наблюдается интенсивный прогресс IT-технологий, среди самых востребованных профессий оказались повар, швея, комплектовщик и кладовщик. Специалистов, очевидно, отпугивает низкая оплата труда».

Завершилась сессия обсуждением трендов развития профессионального образования в отдельных группах. После подведения итогов делегация финалистов конкурса «Мастер года» приняла участие в организованной МОРО СоюзМаш экскурсии по АО «ВПК «НПО машиностроения».

Антон МИРНЫЙ
Фото Леонида Варламова