28 января в ДК «Мир» прошло заседание секции 22 им. академика В.Н. Челомея XLVI Академических чтений по космонавтике. Мероприятие, организованное АО «ВПК «НПО машиностроения» и Московским областным региональным отделением Союза машиностроителей России, состоялось в юбилейный десятый раз.
Открытие секции
Сотрудники аппарата МОРО и члены Комитета Молодежного объединения АО «ВПК «НПО машиностроения» под руководством ученого секретаря НТС предприятия Л.С. Точилова взяли на себя обязанность по организации работы конференции: регистрировали участников и гостей, осуществляли рассадку слушателей в соответствии с антиковидными нормами, раздавали сопроводительные материалы.
Работу секции открыл заместитель Генерального директора АО «ВПК «НПО машиностроения», первый заместитель председателя МОРО СоюзМаш Антон Дегтярев.
Антон Олегович поздравил участников конференции с началом «Челомеевских чтений», передал приветствие всем участникам и гостям конференции от руководителя секции 22 – Генерального директора, Генерального конструктора АО «ВПК «НПО машиностроения», д. т. н. А.Г. Леонова – и отметил, что из-за совпадения по времени с важным совещанием в Министерстве обороны Александр Георгиевич впервые за десять лет не смог принять участие в открытии этого важного научного форума.
А.О. Дегтярев также пожелал всем ученым, преподавателям и инженерам плодотворной работы.
«Как вы знаете, 2021-й был в России годом науки и технологий, и мы с точки зрения научной составляющей нашего предприятия провели этот год очень достойно. На ближайшее будущее запланированы и другие мероприятия – молодежная научная конференция, научный семинар, где можно будет представить закрытые доклады. Но именно сегодня мы делаем первый в новом году шаг в этом направлении. В программе секции 67 докладов, и география участников по-прежнему обширна. Сегодня здесь представители 24 организаций и 11 городов. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Оренбург, Самара, Железногорск, Калуга, Обнинск, Балашиха, наукограды Реутов и Королев», – сообщил он.
Следующим к присутствующим обратился член президиума секции 22, заместитель начальника Военной академии РВСН им. Петра Великого, к.т.н., доцент Александр Чемусов: «Ракетная промышленность в нашей стране – наиболее сложная и наукоемкая из отраслей машиностроения. Она требует полной отдачи и концентрации: нужно следить за успехами наших зарубежных партнеров и не забывать, что в любой момент нас могут обойти и добиться более значимых результатов. Именно ракетно-космическая отрасль – это один из критериев державности нашей страны (вот насколько важно то дело, которым вы занимаетесь). Несмотря на наличие существенных проблем, которые у нас были в 90-е годы, стране удалось достичь серьезных успехов по направлению РКТ. Пользуясь случаем, от лица личного состава РВСН хочу выразить благодарность АО «ВПК «НПО машиностроения» за прекрасный ракетный комплекс стратегического назначения «Авангард» – по многим показателям это лучшее в мире ракетное изделие. Сейчас доля отечественной РКТ в мире составляет порядка 18-20 %.
Я считаю, что если мы решим вопросы по развитию научного потенциала и модернизации производства, то нам удастся достичь еще больших успехов. Участникам секции желаю плодотворной работы, профессиональных дебатов и, конечно, чтобы вы нашли пути решения тех задач, которые перед вами стоят. Возможно, сегодня вы найдете единомышленников, которые помогут вам прогрессировать».
Заместитель Генерального директора АО «ВПК «НПО машиностроения», председатель МОРО СоюзМаш России, заведующий кафедрой 509 МАИ, к. э. н. Валерий Бунак пожелал всем докладчикам успехов, а также рассказал о научной составляющей в работе Московского областного регионального отделения СоюзМаш. Кроме того, Валерий Александрович отметил, что, несмотря на пандемию АО «ВПК «НПО машиностроения» в 2021 году в полном объеме выполнило обязательства перед госзаказчиком. Он также добавил, что портфель заказов военно-промышленной корпорации сформирован как минимум до 2025 года.
«Вы сами прекрасно знаете о тех изделиях, которые у нас создаются – о них говорит сам Президент, что вызывает неподдельную гордость. Все предприятия ВПК «НПО машиностроения» рентабельны, востребованы и, что самое главное, загружены. И все направления, заложенные еще В.Н. Челомеем, мы продолжаем развивать», – резюмировал Валерий Бунак.
Проект «Профессионалитет» – новый взгляд на среднее профессиональное образование
В рамках пленарного заседания было представлено несколько докладов. С сообщением на тему «Реализация стратегической инициативы Президента России «Профессионалитет»» выступил директор ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия», член Регионального совета МОРО СоюзМаш, к.э.н. Нерсес Нерсесян. Он осветил основные задачи этого нового образовательного проекта.
По словам Нерсеса Владимировича, похожие инициативы колледж уже развивал ранее: «В 2014-м «Энергия» и НПО машиностроения начали подготовку кадров для предприятий ОПК, которая включала в себя переход на дуальное обучение – 50 % программы отводилось теории, а на другие 50 % приходилась производственная подготовка. А в 2018-м мы совместно с НПО машиностроения участвовали в другом проекте, в рамках которого колледж прошел полное техническое перевооружение (объем финансирования был порядка полумиллиарда рублей). В 2019 году был создан Центр опережающей профессиональной подготовки – он является единственным в России по направлению машиностроения».
Как отметил докладчик, такая история успеха позволила колледжу набраться смелости и принять участие в проекте «Профессионалитет».
«Колледж «Энергия» совместно с АО «ВПК «НПО машиностроения» и Московским областным региональным отделением Союза машиностроителей России будет развивать проект в контексте следующих специальностей: информационные системы и программирование, аддитивные технологии, монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования, технология производства изделий из полимерных композитов и сварочное производство. Все эти направления подготовки были выбраны, исходя из потребностей машиностроительной отрасли и АО «ВПК «НПО машиностроения» в частности. В рамках проекта создается производственно-образовательный центр, он нужен для привлечения организаций ОПК к подготовке кадров. На сегодняшний день эта тема становится ключевой проблемой для развития производства. И если с высшей школой все понятно – это в первую очередь АКФ МГТУ им. Н.Э. Баумана, то система СПО немного отставала. Сейчас она семимильными шагами догоняет уровень производства, который есть на реальных предприятиях. Еще один важный момент – развитие сетевого взаимодействия между организациями ОПК и учебными заведениями. Минпромторгом был определен кластер машиностроения, в РФ больше 1500 учебных заведений СПО, из них было отобрано 70. В том числе колледж «Энергия» – мы отвечаем за этот кластер. В него будут входить 46 производственных партнеров и 37 колледжей России», – отметил руководитель колледжа.
Говоря о практической реализации проекта, Нерсес Владимирович сообщил, что планируется создание двух новых учебно-производственных корпусов: один откроют в колледже, другой – на предприятии. АО «ВПК «НПО машиностроения» будет включено в структуру управления учебного заведения – по словам докладчика, колледж получит статус хозяйствующего субъекта, что позволит ему осуществлять мелкосерийное производство. Кроме того, предприятие и «Энергия» смогут разрабатывать уникальные образовательные программы, не придерживаясь рамок федеральных государственных стандартов.
Прогнозирование Точек падения
С докладом на тему «Комплексная технология прогнозирования точек падения отделяющихся частей ракет-носителей» выступил старший научный сотрудник 4 ЦНИИ Минобороны России, к. т. н. С.А. Елисейкин.
«Во времена СССР проблемы, касающейся прогнозирования, не существовало: по требованию разработчика РН для приема отделяющихся частей (ОЧ) отводились любые территории – если было нужно, переселялись даже целые населенные пункты. Ситуация изменилась после распада СССР, часть районов падения оказалась в Казахстане. И любой выход ОЧ за пределы обозначенных районов сейчас приравнивается к аварийной ситуации, что позволяет казахской стороне накладывать на нашу страну серьезные санкции. Однако помимо точного прогнозирования, еще одной важной проблемой является поиск ОЧ – искать надо быстро, потому что, во-первых, стоимость полетного времени вертолета очень высока, а во-вторых, отделяющиеся части зачастую горят, а возникновения пожаров допускать нельзя», – сообщил Сергей Анатольевич в начале своего доклада.
Последовательность действий при прогнозировании эллипсов рассевания точек падения ОЧ, по его словам, заключается в следующем. За несколько месяцев до пуска с получением баллистической документации от разработчика РН проводится предварительный расчет эллипсов рассеивания на основе локальных сезонных моделей атмосферы. Начиная с трех суток до старта проводится ежесуточное уточнение центров эллипсов на основе прогностической информации. Сразу после проведения пуска, по доступной фактической метеоинформации для районов падения рассчитывается окончательный вариант параметров центра эллипса рассеивания, и обновленная информация сообщается поисковым группам. Эффективность этой технологии, как сообщил С.А. Елисейкин, доказана на 11 пусках с космодрома Восточный.
Проблемы надежности
С докладом на тему «Анализ путей создания надежной отечественной ракетно-космической техники в современных условиях» выступили главный специалист АО «НПО ПМ – Малое Конструкторское Бюро» (г. Железногорск) к. т. н. Ю.П. Похабов и ученый секретарь НТС АО «ВПК «НПО машиностроения», к.ф.-м.н. Л.С. Точилов.
Они описали возможности алгоритмизированной методики принятия и обоснования конструкторских и технологических решений при создании уникальных изделий на основе конструкторско-технологического анализа надежности.
Докладчики обратили внимание на то, что за последние несколько десятилетий стремительно усовершенствовались технические и программно-вычислительные средства проектирования, однако человек (как творец техники) по-прежнему остается в автоматизированной среде проектирования слабым звеном: качество его мышления не улучшилось, аналитические способности не повысились, образовательная подготовка заметно упала. По мнению Юрия Павловича и Леонида Сергеевича, чтобы продвинуться вперед, необходимо «подтянуть» профессионализм проектантов (конструкторов) в соответствии с вызовами времени. Как заявили докладчики, именно это должно стать одной из важнейших задач нового подхода к проектированию уникальных высокоответственных образцов РКТ.
В результате исследования было установлено, что наиболее перспективным вариантом для сохранения и повышения надежности отечественной техники в современных условиях является комплексное решение, основанное на использовании знаний методик проектирования высокоответственных систем с учетом заданных требований надежности, разработке отечественных процессных стандартов проектирования и глубоком обучении современной теории надежности.
«Конечно, на каждом предприятии методика будет внедряться с какими-то особенностями. Какие-то отклонения не критичны, какие-то – более интересны, какие-то могут быть и вредны. То есть необходим некий добровольный контроль качества применения этой методики. Помочь в этом могло бы создание ассоциации предприятий, участвующих, как в практическом использовании методики, так и в развитии ее до стандарта. Такой подход может стать важным шагом в деле повышения надежности российской ракетно-космической техники», – сообщил Л.С. Точилов, завершая доклад.
После завершения пленарного заседания все его участники разошлись на заседания четырех научных подсекций.
На снимках: 1. Президиум конференции;
2. Участники научной подсекции Академических чтений по космонавтике.
Владимир КЛЫКАНОВ Фото Леонида Варламова