ЧЕСТНЫЕ ОТВЕТЫ НА ОСТРЫЕ ВОПРОСЫ

28 сентября на базе Аэрокосмического факультета МГТУ им. Н.Э. Баумана состоялась встреча молодежного актива Московского областного регионального отделения СоюзМаш России с руководством Союза машиностроителей России и руководителями ведущих оборонных предприятий страны.

Это мероприятие прошло перед расширенным заседанием Бюро Союза машиностроителей России и Лиги содействия оборонным предприятиям.

Гостями встречи стали председатель Союза машиностроителей России, глава ГК «Ростех» Сергей Чемезов, первый заместитель председателя СоюзМаш, председатель Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле Владимир Гутенев, зампред общественной организации, Генеральный директор АО «Рособоронэкспорт» Александр Михеев, заместитель председателя Союза машиностроителей, председатель «Промсвязьбанка» Петр Фрадков. Участие в мероприятии также приняли Генеральный директор АО «КТРВ» Борис Обносов и Генеральный директор, Генеральный конструктор АО «ВПК «НПО машиностроения» Александр Леонов. Модератором дискуссии выступил руководитель Подмосковного реготделения СоюзМаш Валерий Бунак.

Встреча проходила в неформальной обстановке: пообщаться с лидерами отрасли пригласили молодежных активистов регионального отделения из числа сотрудников нашего предприятия. Задать вопросы высокопоставленным гостям смогли участники X Международного форума «Инженеры будущего – 2022», перспективные молодые инженеры и руководители.

«Большое внимание предприятия Московской области и наше региональное отделение уделяют молодежной политике. Молодые активисты, которые здесь присутствуют, люди интересные, активные, поэтому предлагаю начать разговор, вспомнив форум «Инженеры будущего – 2022», – сказал Валерий Александрович, начиная беседу.

Далее он передал слово сотруднику управления информации АО «ВПК «НПО машиностроения» Владимиру Клыканову, который поделился опытом участия объединенной команды предприятий АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» в форуме.

Затем молодым специалистам была предоставлена возможность задать вопросы уважаемым гостям. Тема технологического суверенитета России сейчас является одной из самых острых, поэтому ребятам было интересно, что думают лидеры отечественного машиностроения о том, как страна будет добиваться независимости в области разработок и производства.

«На форуме «Инженеры будущего» эта тема широко обсуждалась. Многие компании, говоря о технологическом суверенитете, отмечают трудности в плане дефицита мощностей, комплектующих. Хотелось бы понять: какой у нас план, в каком направлении мы двигаемся и в какие сроки мы сможем достичь независимости?» – адресовал вопрос Сергею Чемезову инженер II категории Алексей Шепетуха.

Сергей Викторович предложил взглянуть на проблему, отталкиваясь от примера отечественной авиации:«В советские времена весь Союз летал на собственных самолетах, мы активно продавали наши самолеты за границу. К сожалению, в 80–90-е производство было практически остановлено, потому что появилась возможность приобретать зарубежные самолеты. В результате наши конкуренты получили широкий рынок, заняли его, полученные средства вложили в развитие, а мы фактически остановились. В будущем введение санкций в некотором роде произвело на авиастроение положительный эффект. Если, например, SuperJet в 2000-е годы создавался с участием иностранных партнеров, то позднее перед нами встала задача уйти от зарубежной зависимости. В итоге в том же SuperJet мы заменили за короткий срок порядка 40 наименований комплектующих на отечественные. Уже в будущем году первые три машины выйдут в нашей комплектации: двигатель ПД-8, авионика, электроника, всевозможные агрегаты – в общем, это будет полностью российский самолет. Начиная с 2024 года будем выпускать ежегодно по 20 машин (хотя я был на заводе в Комсомольске и могу сказать, что он в состоянии выпускать и до 30). Потребность будет увеличиваться – Airbus и Boeing авиакомпаниям придется списывать. С «Аэрофлотом» уже подписали большой контракт на поставку 339 МС-21, SuperJet, Ту-214 до 2030 года. И 216 самолетов до 2030-го мы должны поставить другим компаниям. Наши машины по своим характеристикам нисколько не уступают зарубежным, по габаритам даже превосходят их».

Говоря о технологическом суверенитете в области радиоэлектроники и микроэлектроники, глава «Ростеха» отметил, что в этой сфере у России, к сожалению, наблюдается отставание. Однако над решением проблемы работают: руководством страны поставлена задача наладить производство отечественных микропроцессоров к 2027 году.

Инженер Юлия Макарова задала Владимиру Гутеневу вопрос о том, есть ли у Союза машиностроителей возможность организовывать встречи молодежи с экспертами «на местах».

«Слышала много отзывов о деловой программе «Инженеров будущего», самой на форуме в этом году побывать не удалось (но, думаю, у меня еще все впереди). Так вот, хотелось бы, чтобы работники предприятий, не имеющие возможности выезжать на мероприятия вроде форума, тоже могли общаться с лидерами отрасли – например, в формате выездных встреч»,– объяснила молодая специалистка.

Владимир Владимирович отметил, что ему приятно видеть, что ребята стремятся побывать на форуме, и, обратившись к Борису Обносову, предложил в следующем году обязательно включить Юлию в состав команды АО «КТРВ». Борис Викторович идею всецело поддержал.

«Дело в том, что у представителей органов власти, руководителей крупных предприятий очень плотный график. Многим сложно выкроить время даже на такое масштабное событие, как наш форум. В последние годы мы активно развиваем формат онлайн-встреч – так эксперты могут поделиться полезной информацией сразу с десятками тысяч слушателей. Мы уже договорились со многими уважаемыми людьми – министрами, главами предприятий, которые согласны встречаться с молодежью в дистанционном режиме. Однако мы понимаем, что и живое общение – такое, как сейчас – крайне важно. Поэтому мы продолжаем работать над развитием форума, продумываем проведение различных фестивалей, церемоний вручения премий – совсем недавно, например, наградили лауреатов премии В.А. Ревунова в «Бауманке». Но самое главное – тех ребят, которые занимают высокие места в рейтинге «Инженеров будущего», мы интегрируем в экспертные советы Государственной Думы. У молодых специалистов появляется уникальная возможность видеть алгоритмы принятия решений, участвовать в обсуждениях. Но онлайн-площадки обязательно продолжим развивать – либо организуем студию в СоюзМаш, либо можно будет проводить такие встречи в моем кабинете в Госдуме», – сказал Владимир Владимирович, отвечая на вопрос Юлии.

Далее старший научный сотрудник, кандидат физико-математических наук Дарья Кольжанова решила обратиться к Сергею Чемезову: «Сергей Викторович, многие сейчас обеспокоены сложившейся ситуацией – я имею в виду изолированность нашей страны по некоторым направлениям. Хотелось бы узнать Ваше мнение о том, какие еще ограничения нас ждут. Каковы наши перспективы на ближайшее будущее?»

«Не буду говорить, что санкции нас не коснулись, – это, конечно, не будет правдой. Проблемы возникают, их нужно решать, и мы это делаем. Что касается нашего международного сотрудничества, в этом плане полностью изолировать страну не удастся. Присутствующий здесь Александр Александрович Михеев, глава «Рособоронэкспорта», подтвердит – за первые восемь месяцев этого года подписано контрактов на триллион рублей. Потребность в нашей продукции остается, мы активно ее продаем. Наш рынок – Африка, арабский мир, Юго-Восточная Азия, Индия, Китай. Что бы ни происходило, эти партнеры продолжат приобретать нашу продукцию. Другой вопрос – дефицит комплектующих, которые мы теперь не имеем возможности закупать. Но мы работаем над тем, чтобы количество таких комплектующих все уменьшалось и уменьшалось. Если бы в 2014 году не было бы санкций и их ввели только сейчас, нам бы пришлось намного тяжелее. За эти годы мы сделали огромную работу, теперь много той продукции, что мы раньше закупали за рубежом, производится у нас. Это и комплектующие, и готовые изделия – даже какие-то бытовые продукты приобретали в Италии, во Франции, а теперь у нас все это есть. Что касается перспектив – сложно предполагать, какие еще санкции будут введены. Но мы будем бороться», – успокоил Дарью Сергей Викторович.

Вопросов у молодых специалистов было еще много, но, к сожалению, гостям пришлось работать в стесненном графике (впереди было еще большое совещание). Валерий Бунак пригласил участников встречи сделать фото на память – простились с молодежью руководители Союза машиностроителей России и главы предприятий очень тепло.