НА ПОВЕСТКЕ: МЕНЕДЖМЕНТ, МАРКЕТИНГ И КАДРЫ

Важной частью двухдневной программы II Всероссийского форума «Взгляд молодежи на пути развития ОПК», проводившегося при поддержке Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России, стали тренинги от известных бизнес-консультантов. Гости форума поднимали такие темы, как оптимизация и улучшение бизнес-процессов, применение военных технологий для перехода на гражданский рынок и мотивация сотрудников.

Обеспечить прозрачность

Первым спикером стала кандидат экономических наук преподаватель программы Master of business administration (MBA) Марина Корсакова. Она является признанным экспертом в области менеджмента и опытным руководителем-практиком.

М.М. Корсакова озвучила идеи, которые могут быть полезны как для линейных менеджеров, так и для представителей высшего руководства компаний. По ее словам, в современном мире способны выживать лишь готовые к трансформациям предприятия. Как отметила эксперт, в XXI веке принципиально изменился жизненный цикл компаний и товаров.

Преподаватель также обратила внимание на то, что в настоящее время в распоряжении компаний множество современных технологий, которые можно использовать для оптимизации бизнес-процессов. Однако организации – особенно крупные промышленные предприятия – из-за сложившихся привычек не готовы менять свой стиль работы и выходить на новые уровни развития. Получается, что технологии уже позволяют бизнесу выпускать инновационные продукты и создавать новые рынки, но компании не успевают эти возможности применять. Однако при правильном подходе к оптимизации бизнес-процессов эта проблема может быть решена.

Завершая занятие, М.М. Корсакова отметила, что все работы по оптимизации бизнес-процессов обычно носят проектный характер – при успешном внедрении инноваций компании усваивают порядок действий и в дальнейшем могут двигаться в выбранном направлении самостоятельно.

Военные технологии для гражданского рынка

Следующим спикером был директор по продукту exeDrive, бизнес-консультант обладатель степени MBA Дмитрий Столыпин. Он рассказал об основах маркетинга, а также предложил на практических примерах разобрать возможности, которые открываются перед предприятиями отрасли при диверсификации.

«Маркетинг – это рынковедение. Мы принимаем решение, что продавать, кому продавать, по какой цене. Главная цель маркетинга – получить востребованный рынком продукт, приносящий желаемую прибыль. Маркетингом занимается любое предприятие. Другой вопрос – правильно или нет. Компания может делать это интуитивно, а может применять правильные инструменты, делать это систематически. У вас есть конкретная задача – переход с гособоронзаказа на конкретный рынок, я предлагаю в этой ситуации найти инструменты, которые помогут осуществить этот переход», – пояснил Д.А. Столыпин.

По словам Дмитрия Анатольевича, главные задачи при планировании перехода – оценка уникальности, поиск рынка и рассмотрение альтернатив. Говоря об уникальности, эксперт обратил внимание на три аспекта: технологии, производство и НИОКР.

Дискуссия возникла уже при определении уникальности. Кто-то в зале заявил: «У нас у всех есть продукты, обладающие уникальными свойствами, но из-за секретности, защиты интеллектуальной собственности, дороговизны мы не можем эти технологии переносить на гражданскую продукцию».

Спикер ответил, что при правильном подходе даже в таких ситуациях можно найти хотя бы несколько решений, которые станут фундаментом для выхода на гражданский рынок. Важно не переоценить свою уникальность и учитывать соотношение качества и стоимости – обычно потребители готовы поступиться выдающимися характеристиками, чтобы сэкономить.

Подводные камни мотивации сотрудников

Заключительный тренинг провела экс-директор по персоналу, HR-менеджер, специалист по обучению, оценке и развитию сотрудников Светлана Лукьянова. Занятие она начала с интерактива – участникам форума нужно было с помощью смартфонов пройти опрос, результаты которого визуализировались на большом экране в реальном времени. После того как выяснилось, какие аспекты удерживают молодых специалистов на их рабочих местах, Светлана перешла к освещению проблем, стоящих перед кадровиками и руководителями подразделений предприятий ОПК.

По словам эксперта, мотивация формируется еще до трудоустройства. На соискателя влияет первое впечатление от компании – сам антураж, общение с представителем работодателя, описание обязанностей. Зачастую на собеседованиях кандидатам обещают золотые горы – карьерный рост, регулярное повышение зарплаты, работу над инновационными проектами. И если работодатель не готов все это обеспечить, он с первых же минут уничтожает мотивацию сотрудника, который раскрывает правду и в скором времени увольняется.

По словам эксперта, демотивированные сотрудники отрицательно влияют и на коллектив в целом – они демонстрируют отсутствие веры в общее дело, постоянно критикуют работу руководства и способны заражать своими идеями даже довольных положением дел коллег. Открытием для многих стал тот факт, что организация корпоративного обучения может стать причиной для демотивации сотрудников.

Одним из серьезных факторов демотивации также является непрозрачность карьерной лестницы: когда назначения на более высокие должности никак не аргументируются, это вызывает вопросы у эффективных сотрудников и ведет к ослаблению их преданности компании. Светлана также обратила внимание на то, что отлично подготовленные специалисты далеко не всегда хорошо проявляют себя на руководящих должностях, поэтому при выборе менеджеров также должны оцениваться личные качества кандидатов, в том числе предрасположенность к лидерству и администрированию.

Отдельно эксперт остановилась на вопросах оценки компетентности сотрудников: по ее опыту, серьезным шагом к улучшению работы компании может стать комплексный анализ эффективности персонала.

На снимке: участники II Всероссийского форума «Взгляд молодежи на пути развития ОПК».

Афанасий ЖУК Фото Михаила Алексеева