ОНИ – БУДУЩЕЕ РАКЕТНО­-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

В наше время, когда знания выпускников оцениваются по результатам стандартизированных экзаменов, приемным комиссиям вузов приходится непросто. К сожалению, сейчас учеба в старших классах строится на непрерывной подготовке к ЕГЭ, а не на планомерном изучении основной программы. Решать типовые задания у ребят получается все лучше и лучше, экзамены оцениваются все выше и выше – и проходные баллы в институтах неизбежно растут.

На Аэрокосмическом факультете МГТУ им. Н.Э. Баумана прекрасно понимают, что тех, кто хочет стать инженером, нельзя оценивать лишь по результатам ЕГЭ. С абитуриентами приемная комиссия проводит индивидуальные собеседования. Корреспонденту «Трибуны ВПК» удалось побывать на одном из них.

Как и в прошлом году, приемная комиссия АКФ работает в режиме онлайн. Для ребят из регионов это очень удобно – не нужно тратить время и деньги на дорогу, да и градус напряжения снижается, когда общаешься с членами комиссии, находясь в комфортной домашней обстановке.

Собеседования проводили декан факультета Р.П. Симоньянц, первый заместитель начальника ЦКБМ Е.Г. Куранов, заместитель Генерального директора К.Л. Вишняков и начальник отдела подготовки и развития персонала Н.И. Кравцов. В этом году было выделено 45 мест для целевого набора, и комиссии предстояло отобрать наиболее сильных и мотивированных абитуриентов, готовых принять по-взрослому взвешенное решение и спланировать свою жизнь на ближайшие 7–9 лет вперед.

В первые несколько дней комиссия общалась с ребятами, набравшими наибольшее количество баллов. По словам Ростислава Петровича, в этом году количество заявок существенно снизилось. Хотя география представлена обширная: на АКФ хотят поступать выпускники из Приморья, Ставрополья, Калининградской области, Оренбурга, Ульяновска, Москвы и Подмосковья. Всех ребят из регионов сразу же предупреждали: в общежитии для первокурсников отведено только 20 мест, и распределяться они будут на конкурсной основе. Однако абитуриентов это совсем не смутило – по некоторым было видно, что они настолько хотят учиться именно на АКФ, что готовы к любым трудностям.

Одним из таких заряженных энтузиазмом поступающих был Илья из Кисловодска. К собеседованию парень подошел серьезно – оделся в парадный костюм и ознакомился с историей предприятия (чем приятно удивил комиссию): «Если не ошибаюсь, вашему предприятию уже 75 лет, и за это время вы выпустили огромное количество проектов. Про себя могу сказать, что работа на таком предприятии – это мечта всей жизни, было бы очень интересно не только заниматься разработками, но и общаться с профессионалами в этой сфере».

Изучая анкеты абитуриентов, члены комиссии столкнулись с тем, что многие получили не очень высокие баллы за ЕГЭ по физике. На закономерные вопросы о том, какие темы вызвали у них сложности, ребята отвечали по-разному. Не один раз звучали фразы в стиле: «Я решил сдавать физику только в 11-м классе, было мало времени на подготовку». На просьбы Ростислава Петровича и Евгения Геннадьевича объяснить суть тех или иных базовых физических законов поступающие тоже реагировали по-разному: у кого-то ответ, как говорится, от зубов отскакивал, а кому-то приходилось брать длительную паузу и «гадать».

АКФ предоставляет возможность пройти обучение на кафедрах СМ-2 «Аэрокосмические системы», ИУ-1 «Системы автоматического управления» и ФН-11 «Вычислительная математика и математическая физика».

Кафедра СМ-2 ведет подготовку по специальности «проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», у которой три специализации: «пилотируемые и автоматические космические аппараты», «моделирование и информационные технологии проектирования ракетно-космических систем» и «крылатые ракеты».

Кафедра ИУ-1 дает специальность «системы управления летательными аппаратами». Кафедра ФН-11 на АКФ выпускает бакалавров и магистров по направлению  «математика и компьютерные науки».

Наибольшей популярностью у абитуриентов пользуется специализация СМ-2 «пилотируемые и автоматические космические аппараты». О космосе у выпускников школ наивное, романтическое представление, и другие направления многие из них даже не хотят рассматривать.

«Хочу приложить руку к развитию космической отрасли у нас в стране. По сравнению с Советским Союзом сейчас у нас с космосом все плохо», – заявил парень из Москвы, перед этим задавший десяток вопросов о том, насколько часто придется ездить в Реутов (перспектива ежедневной долгой дороги вызвала у него некоторые сомнения). Видя такую реакцию, в диалог вступил Ростислав Петрович: «Здесь ты сможешь, будучи студентом, принимать участие в работах, которые на предприятии ведут специалисты-профессионалы. С ними ты быстро освоишь ряд технологий проектирования, закрепишь полученные знания. Не говоря уж о научных работах, выступлениях на конференциях, патентовании изобретений – всем этим наши студенты занимаются на предприятии. Ты здесь активной творческой жизнью сможешь жить».

Хотя в основном на факультет хотят поступать ребята с техническим складом ума, бывают и исключения. Один выпускник из Балашихи, например, увлекся физикой, пока учился в классе с социально-гуманитарным уклоном… Уроков в школе по этой дисциплине было мало, и он решил изучать ее самостоятельно. Сдать ЕГЭ на высокий балл ему это, правда, не помогло. Однако комиссию «зацепил» энтузиазм юноши, и его определили в резерв – шанс попасть на АКФ у парня все-таки остался.

По словам Р.П. Симоньянца, уровень подготовки школьников в этом году снизился, однако среди кандидатов все же немало сообразительных и талантливых ребят. Декан также отметил, что факультету не хватает информационной поддержки: об АКФ большая часть абитуриентов узнает случайно. Хотя профориентационных мероприятий фирма, МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московское областное региональное отделение Союза машиностроителей России проводят множество, с их помощью не удается охватить достаточно большое количество школьников со склонностями к научной и инженерной деятельности.

Как бы то ни было, «своих» студентов Аэрокосмический факультет обязательно найдет, и осенью предприятие широко распахнет для них двери.

Владимир КЛЫКАНОВ

Фото Максима Куркова