МАШИНОСТРОЕНИЕ – ОСНОВА ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДМОСКОВЬЯ

Уважаемые читатели! В № 24 (1530) за 2021 год газеты «Трибуна ВПК» были подведены итоги конкурса публикаций «Машиностроение – основа промышленного потенциала Подмосковья», организованного администрацией предприятия и МОРО Союза машиностроителей России. По решению авторитетной комиссии, лучшей работой, представленной на конкурс, была признана аналитическая статья помощника начальника отделения 01 С.В. Фетисовой, в которой получили отражение достижения машиностроительной отрасли Подмосковья. Сегодня, накануне Дня машиностроителя, мы публикуем эту работу.

Общая экономическая ситуация в Российской Федерации и за ее пределами в настоящее время требует от руководства нашей страны решения стратегической задачи по созданию высокотехнологичной конкурентоспособной экономики, свободной как от преимущественно сырьевой экспортной направленности, так и от иностранной технологической зависимости. Одним из необходимых условий достижения этой цели является опережающее развитие предприятий машиностроительного сектора России как основы материального производства.

Машиностроение в РФ, как правило, представлено крупными промышленными предприятиями и конструкторскими бюро, действующими в условиях современной рыночной экономики. Эти предприятия (зачастую, исторически градообразующие) объединены в крупные корпорации. Они традиционно продолжают оставаться центрами социально-экономического развития городов, а потому по праву могут считаться «опорным каркасом» экономики своих регионов.

Президент Российской Федерации В.В. Путин, выступая в апреле 2016 года перед участниками IV съезда Союза машиностроителей России, особо отметил роль машиностроительной отрасли в экономике страны.

«Рассматриваем машиностроение как один из драйверов отечественной экономики. Отрасль с огромным экспортным потенциалом, которая должна и может стать символом национального успеха, технологического лидерства России – как это сделал, например, наш оборонно-промышленный комплекс», – сказал Президент. Одновременно он выделил и ряд главных направлений в глобальном развитии машиностроительного сектора страны, среди которых значатся:

– преодоление зависимости от зарубежных технологий;

– переход машиностроительной промышленности на наилучшие доступные технологии;

– подготовка кадров и обучение молодежи.

Все это в полной мере относится и к Подмосковному региону. Сегодня Подмосковье – это первый в Российской Федерации регион по числу городов (74 города) и объемам жилищного строительства; второй – по численности населения (7,7 млн человек на 01.01.2020 г.) и объему оборота розничной торговли; третий – по масштабу экономики (4,2 триллиона рублей в 2018 г. или 5 % от суммарного ВВП страны). В соответствии с экономико-географическим положением Московской области, ее статусом транспортно-логистического узла мирового уровня, в регионе сформирована устойчивая современная инфраструктура, позволяющая обеспечить как высокие стандарты в области логистики, высокоскоростных и безопасных перевозок, так и наличие полноценной экономической среды, опирающейся на достаточный энергетический базис и инженерно-техническое оснащение, в том числе – современные технологии связи и коммуникаций.

По основным экономическим показателям Московская область также занимает лидирующие места как в Центральном федеральном округе, так и среди всех субъектов РФ. Темпы экономического роста региона опережают средние по стране.

По объему инвестиций в основной капитал (1044,9 млрд рублей в 2019 году) Московская область находится на втором месте в РФ. Основными центрами привлечения инвестиций, в том числе иностранных, являются предприятия производственного сектора экономики. Основные затраты в структуре импорта Подмосковья (импорт товаров составил 27506,4 млн долларов США) в 2019 году пришлись на закупку машин и оборудования – более 46 %.

В общей структуре экспорта области наибольшую долю (33 %) занимают машины, оборудование и транспортные средства. Следует отметить, что Московская область, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом, занимает третье место в России по объему поставок на внешние рынки машиностроительной продукции. При этом в настоящее время промышленность Московской области ориентирована, прежде всего, на внутрироссийский рынок, что обрело особое значение в условиях выполнения задачи по импортозамещению.

Важное место в производственно-отраслевой структуре Московской области занимают научная и инновационная деятельность, в которых область традиционно занимает передовые позиции. Экономика региона восприимчива к инновациям и имеет высокий потенциал роста, в том числе за счет функционирования крупных научно-внедренческих центров – наукоградов. В России 13 городов имеют статус наукограда, 8 из них расположены на территории Московской области: Дубна, Жуковский, Королев, Протвино, Реутов, Пущино, Черноголовка, Фрязино. В Дубне и Фрязино созданы и развиваются особые экономические зоны технико-внедренческого типа.

Синергетический эффект тесного взаимодействия столицы и области в научной и научно-производственной сферах, с одной стороны, обеспечивает главное конкурентное преимущество Подмосковья, а с другой – резко повышает конкуренцию в борьбе за высокопрофессиональные научные и инженерные кадры. Всего в Московской области более 250 организаций выполняют научные исследования и разработки. Около половины из них относятся к аэрокосмическому и оборонно-промышленному комплексам страны.

Принятая несколько лет назад Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений деятельности формирование на базе наукоградов центров опережающего экономического развития территорий. В состав «точек роста» в сфере научно-технологической деятельности предполагается включить предприятия, располагающие производственными и исследовательскими мощностями, образовательными проектами, в том числе – в аэрокосмической и оборонной отраслях. При этом отмечается, что в регионе продолжается процесс концентрации экономической активности в пределах ближнего «экономического пояса» области, локализованного вокруг МКАД.

Особое место в структуре экономики Московской области занимают предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). За последние годы во многих отраслях ОПК имеется положительная динамика увеличения производства основной продукции (в рамках выполнения гособоронзаказа), растет уровень заработной платы работников. Особых успехов здесь добились предприятия, активно реализующие экспортный потенциал своей продукции на мировом рынке вооружений.

Сегодня в центре внимания руководства машиностроительных предприятий региона по-прежнему остаются техническая и технологическая модернизация основных фондов, инновационное развитие, а также усиление кадрового потенциала. Особый акцент приходится делать на наращивание производительности труда работников, повышение качества продукции в условиях рыночной конкуренции. Столь масштабные задачи предприятиям удобнее решать не в одиночку, а в рамках общенационального межотраслевого сообщества хозяйствующих субъектов, таких как Союз машиностроителей России.

Первоочередным приоритетом остается и наращивание кадрового потенциала промышленности, повышение интегрированности профессионального образования и производства, а также сертификация специалистов. Московская область уже входит в число регионов-лидеров по уровню образования населения: свыше 40 % работающих здесь – выпускники вузов. Подмосковье уступает в этом лишь Москве, заметно превосходя остальные регионы ЦФО.

Проблемам подготовки высококвалифицированных инженерных кадров уделяется особое внимание на самом высоком правительственном уровне. Инженерная деятельность, являясь неотъемлемым компонентом научно-технических инноваций, оказывает существенное влияние на экономику и национальную безопасность любой страны. Ключевым условием подготовки инженеров-машиностроителей сегодня становится интеграция профессионального образования и производства, например, реализация программ стажировок студентов технических вузов на профильных предприятиях. Многие предприятия-работодатели организуют систему внутреннего обучения персонала по повышению квалификации и профессиональной переподготовки кадров за счет собственных финансовых средств предприятия. Молодые люди, успешно окончившие технические вузы и освоившие инженерные специальности, неустанно повышающие свой профессиональный уровень, в недалеком будущем составят основу отечественной промышленной элиты.

Можно смело утверждать, что в экономике Подмосковья роль отрасли машиностроения со временем будет только возрастать. Сегодня перед ней стоят масштабные задачи, среди которых – ликвидация технологической зависимости от зарубежных стран, создание и внедрение инновационных технологий, а также наращивание несырьевого экспорта. При непрерывной и ответственной работе управленческих структур объединений и всего инженерного корпуса машиностроительных предприятий, эти задачи будут решены достаточно скоро, а наше машиностроение займет достойное место в мировой экономике, создавая и экспортируя высокотехнологичную продукцию отечественного производства.

Профессия инженер-машиностроитель – сложная, требует системного образования, способностей к точным наукам, особого «технического» склада ума, знаний, умений и навыков, полученных в серьезном техническом вузе за 5-6 лет. В студенческие годы молодой человек вращается в среде единомышленников, формируется как личность, приобретает культурные и нравственные ценности, расширяет свой кругозор, посещая технические выставки, форумы, участвуя в научных конференциях и молодежных мероприятиях.

Эту профессию выбирают с детства!

В Реутове сформирован полноценный образовательный кластер для подготовки инженерных кадров: детский технопарк «Изобретариум» (крупнейший в Московской области), профильные инженерные классы в школах и лицее, Подмосковный колледж «Энергия» (входит в TОП – 100 лучших образовательных организаций Движения «Worldskills Russia» за 2019 г.) и Аэрокосмический факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана на территории НПО машиностроения. Работает программа целевого набора студентов на АКФ, очень хорошо зарекомендовала себя система непрерывной научно-производственной практики студентов (ННПП).

В настоящее время 8 из 12 работающих в проектном комплексе НПО машиностроения студентов-совместителей получают стипендию Генерального конструктора. Но материальное стимулирование не может являться единственным мотивирующим фактором: студентам нужны наставники, разъясняющие специфику работы на предприятии, направляющие и ободряющие будущих молодых специалистов в начале карьеры. Только тогда мы получим хорошо подготовленного и мотивированного инженера, который будет воспринимать предприятие как единую стройную систему, измерять успех не только должностью и уровнем зарплаты, но и вовлеченностью в процесс, осознанием важности работы. Нам, кадровым работникам НПО машиностроения, необходимо думать о будущем предприятия – растить достойную смену, не жалея на это знаний, времени и душевных сил.

Потому что это инженер – это на всю жизнь!

С.В. ФЕТИСОВА,

помощник начальника отделения 01 Фото из архива предприятия