«ГДЕ БЕЛАЯ РАКЕТА И КРАСНЫЕ ЧАСИКИ НА ПРОХОДНОЙ»

Начальник НИО 5-01 Д.А. Рябов представил на конкурс публикаций «Машиностроение – основа промышленного потенциала Подмосковья», организованный администрацией АО «ВПК «НПО машиностроения» и МОРО Союза машиностроителей России, рассказ с элементами научной фантастики. Автор описал один рабочий день инженера НПО машиностроения будущего. Жюри высоко оценило оригинальность идеи и присвоило работе II место.

Сегодня мы предлагаем работу Д.А. Рябова вниманию наших читателей.

День начинается как обычно – пробка на МКАДе, масса не синхронизированных между собой светофоров на въезде в Реутов, из-за чего к шлагбауму удается подъехать только ближе к 9:00. Парковка почти заполнена, но, судя по табло, свободные места еще есть. Хоть здесь повезло! Однако шлагбаум и не думает открываться – опять нейросеть не хочет распознавать номер моего автомобиля. Надо будет сказать коллегам, чтобы обновили ПО. Пришлось лезть за смартфоном и открывать шлагбаум из приложения. Здесь все сработало четко – сразу видно, что за основу для его разработки взяли оболочку пульта из состава имитатора ракеты. Тут же, в приложении, вижу, что в первом ряду освободилось место. Свободное место, да еще в первом ряду – две удачи за утро!

Припарковав старенькую Теслу, пересекаю проходную. При слове «проходная» в голове возникает мелодия песни про заводскую проходную, «что в люди вывела меня» – фильму уже лет сто, а он все еще пользуется популярностью на видеохостингах!

Как и следовало ожидать, все электросамокаты на внутренней парковке уже разобраны, остались одни старые добрые велосипеды. Приложив смартфон, разблокирую велосипед и еду к своему корпусу. В буфет заходить уже безыдейно – с утра он только до 9:00, придется заказать доставку.

Вхожу в корпус, тут же приходит уведомление, что смартфон подключился к внутренней сети. Пока иду до кабинета, успеваю прочитать пару служебок и письмо из Перми – БИНы для монтажа на СПУ отгружены. Это уже хорошо!

Большинство сотрудников на месте. Из текущих задач – корректировка ТУ, подготовка ведомости исполнения к договору, разработка ТО на МБУ и инструкции по входному контролю МНСТО, устранение замечаний к ТЗ на очередную версию бортового ПО. Несколько человек в командировках (середина XXI века, а без личного общения никуда). География поездок обширна, что называется «от Калининграда до Владивостока»: Ижевск, Санкт-Петербург, Миасс, Оренбург, Анапа, Пенза, Петропавловск-Камчатский, Северодвинск, Севастополь, Пермь, ну и, конечно, Калининград и Владивосток. Из экзотики – остров Итуруп, архипелаг Земля Франца-Иосифа, остров Котельный. Некоторые сотрудники – на территории предприятия, как мы говорим – «на объекте». Еще сегодня должны подойти студенты с АКФ. Студенты – наше будущее, на них у нас очень большие надежды!

Пару кликов в приложении доставки из местного буфета – и можно начинать работать. Для начала раскидать СЭД, пара телефонных звонков и самое время выдвигаться в смежные подразделения для решения текущих вопросов на месте.

Начинаю с «Мраморного зала». Тут проводят входной контроль ИНСов. Все идет без замечаний. Точностные параметры гироскопии к настоящему времени достигли показателей АПСН, и «спутник» теперь используем только для подстраховки.

На вертолетной площадке вижу СПУ. Это проводят точностные проверки БИНов. Видимо перехватили их где-то на складах, не дожидаясь СЗ о готовности к монтажу. Ох уж эта привычка все решать в рабочем порядке!

Обычная суета в КИЦе – опять не проходит проверка сопротивления изоляции. Но это нормально для БАСУ нового изделия. Видимо придется устраивать «танцы с бубном» вокруг КСБА в поисках «минуса» на корпусе. Ну, ничего! Как там в песне поется? «Спляшем, Ваня, спляшем»?

Телеметристы обрабатывают полученную во время ЛКИ информацию. ТМИ идет с изделия через спутник и поступает для анализа мгновенно. Не то что раньше, когда приходилось размещать пункты приема телеметрии по трассе полета изделия, потом собирать ее вертолетом и доставлять для анализа. У телеметристов проблема – отказ одной из видеокамер, установленных на изделии, так что момент отделения НО виден не со всех ракурсов.

На втором этаже, как всегда, суета – «БраМос» переживает очередную реинкарнацию.

К обеду возвращаюсь на место. Из пик-пойнта на этаже забираю доставку из буфета: неувядающая классика в виде пирожков с капустой и горячего кофе в термокружке (одноразовый пластик не используют уже лет двадцать) – достойная награда за первую половину дня.

После обеда предполагаются несколько совещаний по видеосвязи. Также надо будет выбраться в сборочный цех – внести в ЦЖЗ информацию об устранении ранее выявленных замечаний. Очень надеюсь, что на парковке перед корпусом найдется свободный электросамокат.

C самокатом повезло, по пути заезжаю в зал вибрационных и ударных испытаний. Здесь проводятся испытания отсека ракеты с установленной бортовой аппаратурой. Пока замечаний нет, согласно цифропечати КПА результаты КЗ СИН в норме.

В завершение захожу на КПМ – Acutonic крутится, моделирования идут.

На часах уже семь вечера, можно закругляться. Парковка почти пуста. «Тесла» ожидаемо отказывается ехать, видимо все же придется менять аккумуляторные батареи, а пока перебиваться зарядками. В следующем году планируют каждое парковочное место оснастить розетками, а пока вызываю мобильное ЗУ – за ночь зарядят, а сам иду на МЦД. Недавно его продлили до Владимира. Как же я называл электрички в детстве? Вспомнил – «аликика»!

Прохожу мимо пруда. Ощущение, что там те же утки, что и тридцать лет назад, когда я, гуляя с родителями, с радостью бежал в парк, где «белая ракета и красные часики на проходной».

Перечень использованных терминов и сокращений:

Acutronic – динамический поворотный стенд.

АКФ – Аэрокосмический факультет МГТУ им. Н.Э. Баумана.

АПСН – аппаратура потребителя спутниковой навигации.

БАСУ – бортовая аппаратура системы управления.

БИН – блок инерциальной навигации.

БраМос – совместная российско-индийская организация и одноименная крылатая ракета.

ПО – программное обеспечение.

ИНС – инерциальная навигационная система.

КИЦ – контрольно-испытательный цех.

КЗ СИН – контрольная задача системы инерциальной навигации.

КПА – контрольно-проверочная аппаратура.

КПМ – комплекс полунатурного моделирования.

КСБА – комплексный стенд бортовой аппаратуры.

ЛКИ – летно-конструкторские испытания.

МБУ – машина боевого управления.

МНСТО – маршрутно-навигационная система топопривязки и ориентирования.

НО – носовой обтекатель.

СПУ – самоходная пусковая установка.

СЭД – система электронного документооборота.

ТЗ – техническое задание.

ТМИ – телеметрическая информация.

ТО – техническое описание.

ТУ – технические условия.

ЦЖЗ – цеховой журнал замечаний.

Д.А. РЯБОВ,

начальник НИО 5-01