ДЕТИ УЧАТСЯ СОЗДАВАТЬ СПУТНИКИ

Реутовский технопарк «Изобретариум» – надежный партнер АО «ВПК «НПО машиностроения» и Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России. Это учреждение дополнительного образования является одним из активных участников МОРО СоюзМаш: на его базе проходит множество конкурсов, мастер-классов, иных профориентационных мероприятий, организованных Подмосковным реготделением общественной организации. Команду технопарка невозможно представить без сильных преподавателей, многие из которых являются сотрудниками нашего предприятия.

Инженер II категории Евгений Акимов влился в команду «Изобретариума» не так давно. Раньше он время от времени подменял на занятиях коллегу, а когда в технопарке освободилось место преподавателя, Евгения пригласили в штат.

«Я к этому шел достаточно давно: всегда хотелось разобраться в этом вопросе и узнать, получится ли у меня объяснять то, что понял, кому-то еще. Когда такая возможность подвернулась, оказалось, что детям на моих занятиях очень интересно. Это стало импульсом к развитию – понял, что нужно глубже изучить направление», – рассказывает молодой преподаватель.

Евгений ведет занятия по направлению «Космическая инженерия». По его словам, это что-то вроде ускоренного курса подготовки инженера: программа начинается с физики и астрономии и плавно перетекает в изучение космических аппаратов, основы их конструирования и программирования. Курс составлялся исходя из конечной идеи: чтобы узнать, как работает КА, нужно для начала понять некоторые физические процессы, поближе познакомиться с космосом.

«Дети слушают лекции с удовольствием, – делится Евгений. – Им интересно видеть результаты работы – у нас есть определенная стендовая база, ребята могут своими руками собрать макет спутника, оснастить приборами, запрограммировать его, посмотреть, как все это будет функционировать. В некотором роде курс связан и с деятельностью предприятия – я работаю по этому направлению, и получается, что какие-то умения и знания сразу передаю своим воспитанникам».

Сейчас в группе у Евгения четырнадцать человек – учащихся 6–9-х классов. Несмотря на то что разница в возрасте между ними по меркам подростков достаточно серьезная, ребята отлично ладят между собой и успешно работают в команде.

Ранее Евгений занимался репетиторством, поэтому кое-какие навыки преподавания у него были. Но все же работа с группой – совсем другое дело. Мотивации ребятам не занимать, но наставнику порой нужно искать творческий подход, чтобы удержать их внимание: «У детей разум очень динамичный, им нужно что-то одновременно и веселое, и полезное. Как только начинаешь объяснять в скучных формах, у ребят сразу пропадает интерес. В этом и есть разница между обучением взрослых и детей. Взрослые получают знания с конкретной целью и потому могут пересилить скуку, а детей обязательно нужно увлечь. Я часто даю ребятам задачки на сообразительность, превращаю процесс обучения в игру. Как пример: недавно рассказывал группе о применении робототехники в космосе, в частности о манипуляторах. Детям тема очень понравилась, и я решил провести небольшой инженерный конкурс: принес палочки, скотч, всякую мелочь и предложил ребятам собрать из всего этого действующий манипулятор, который мог бы переносить предметы со стола на стол. С задачей все справились абсолютно по-разному, но успешно».

Работать на одном из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли и параллельно преподавать под силу не каждому. Евгений признается: все успевать ему действительно непросто. Однако это приемлемая цена за опыт – по словам инженера, дети и сами многому способны научить.

«Я научился у ребят быстро усваивать информацию. Дети очень способные, мотивированные, все время хотят узнать что-то новое, и порой понимаешь, что твоих знаний недостаточно – нужно быстро углубляться в тему, расширять горизонты. Конечно, и теорию педагогики пришлось немного подтянуть – мне повезло, у меня в семье есть профессиональный преподаватель, к которому можно обратиться за советом. Но также помогли книги, из которых я узнал, например, как найти подход к более активным детям. В чем-то помогло общение с коллегами по предприятию, которые также преподают в «Изобретариуме», – они в этой теме дольше, мы стараемся друг другу помогать», – говорит Евгений.

Рассказывая о планах, преподаватель отмечает, что сейчас первоочередной целью является успешное завершение курса и помощь ребятам в подготовке проектов. Некоторые учащиеся готовятся принять участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях. В том числе и в областной научно-практической конференции «Первые ступени больших открытий», в рамках которой АО «ВПК «НПО машиностроения» и МОРО СоюзМаш ежегодно проводят конкурс школьных научно-технических проектов – его призерами воспитанники «Изобретариума» становятся с завидной регулярностью.

Делиться знаниями – это благородное дело, однако многие из тех, кто хотел бы преподавать, не знают, с чего начать. Им Евгений советует следующее: «Могу точно сказать, что надо не бояться и пробовать. Как только попадаешь в эту среду, сразу появляется понимание, в каком направлении двигаться. Это вектор, который однозначно определяет, что ты сам на данный момент не знаешь и в чем тебе самому нужно разобраться. Происходит обоюдное взаимодействие – как по мне, оно является мотивирующим фактором в преподавательской деятельности».

На снимке: Евгений Акимов ведет занятие по направлению «Космическая инженерия».

Афанасий ЖУК

Фото из архива «Изобретариума»