Еще никогда в ГАПОУ МО «Подмосковный колледж «Энергия» не приезжало столько высокопоставленных гостей. Презентовать проект школьникам и их родителям прибыли заместитель Председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, министр просвещения РФ Сергей Кравцов, губернатор Московской области Андрей Воробьев и вице-губернатор Ирина Каклюгина, сопредседатель комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям Андрей Комаров, Глава городского округа Реутов Станислав Каторов, Генеральный директор, Генеральный конструктор АО «ВПК «НПО машиностроения», Герой труда Российской Федерации Александр Леонов.
До начала презентации директор колледжа, член Регионального совета МОРО Союза машиностроителей России Нерсес Нерсесян провел для участников встречи экскурсию по производственным площадкам «Энергии». В лабораториях и мастерских в это время проходили занятия, поэтому гости смогли не только оценить современное оборудование, но и познакомиться с широким спектром специальностей, которые здесь можно получить, увидеть индивидуальный подход наставников к каждому студенту и пообщаться с ребятами.
Отвечая на вопросы прессы (а освещали мероприятие представители многих федеральных и областных СМИ), Татьяна Голикова отметила, что подготовка специалистов рабочих профессий для Московской области является одним из приоритетных направлений. Поддержал позицию вице-премьера Андрей Воробьев: «Как известно, дело спорится, когда ты его делаешь в команде. А у нас в команде легендарное предприятие – НПО машиностроения. Александр Георгиевич Леонов и его коллеги – это уникальные люди. И очень важно, что они присылают сюда наставников, чтобы детей учили специалисты, которые имеют колоссальный опыт».
Александр Георгиевич в свою очередь объяснил, почему предприятие заинтересовано в участии в «Профессионалитете»: «Вновь наступили времена, когда машиностроение в целом и работа по нашему направлению в частности стали очень важны. Не буду подробно говорить о предприятии, но я люблю повторять, что Президент В.В. Путин про нашу работу рассказывает больше, чем мы сами можем рассказать. Из этого следует одно – нам нужны специалисты высочайшей квалификации. И ребята, которые приходят к нам неопытными, заканчивают обучение и за очень короткий период времени становятся такими специалистами».
После экскурсии участники мероприятия переместились в Центр опережающей профессиональной подготовки. В зале собрались преимущественно школьники – ребятам в скором времени предстоит сделать выбор профессионального пути, и новый проект должен им в этом помочь. Транслировалась встреча на всю страну – к презентации могли подключиться учащиеся и родители из любого уголка России.
Первой на вопросы ответила Татьяна Голикова. Она рассказала о том, с чего начинался «Профессионалитет»: «Мы вместе с Минпросветом, с нашими уважаемыми работодателями и экспертами анализировали ситуацию в СПО.
Пытались понять, как сделать так, чтобы экономика нашей страны получала быстро качественные квалифицированные кадры, как формировать образовательные программы таким образом, чтобы они были востребованы и у молодых людей, приходящих из школы, и у работодателей. Эти программы должны быть гибкими, соответствующими современным требованиям. Мы понимали, что смотреть нужно на несколько шагов вперед, учитывать прогресс. Во многом для нас определяющим было то, что сегодня 60 % ребят после 9-го класса выбирают ПТУ. Этому есть обоснование – им хочется быстрее стать взрослее, самостоятельнее».
Как отметила Татьяна Алексеевна, федеральный бюджет до 2024 года предоставляет на цели развития нового направления в экспериментальном режиме 30 млрд рублей. Такие цифры беспрецедентны – ранее инициативы в области среднего профобразования финансировались исключительно из региональных бюджетов. Еще 4,3 млрд на «Профессионалитет» дополнительно выделяют работодатели.
По словам заместителя председателя Правительства, в рамках проекта с 2022 года стартует 70 площадок в 42 регионах.
«До 1 сентября нам предстоит обновить 112 образовательных программ. До 2024 года мы должны переподготовить 27 тысяч мастеров производственного обучения, преподавателей, 1200 организаторов научных групп в ПТУ, с 1 сентября в пилотном режиме в рамках «Профессионалитета» начнет учиться 150 тысяч молодых людей, а к 2024-му их должно быть уже 600 тысяч. И если наш с вами пилотный проект окажется успешным, если он понравится студентам и преподавателям, то он будет распространен на всю систему СПО. Вы первооткрыватели, вы будете писать историю этого проекта», – сказала политик, обращаясь к школьникам.
Отвечая на вопрос о том, в чем заключается коллаборация предприятий и колледжей, Татьяна Алексеевна объяснила: если раньше работодатели участвовали лишь в формировании контрольных цифр для приема студентов, то теперь они будут составлять образовательные программы и участвовать в управлении учебными заведениями. Создаваемые научно-производственные образовательные объединения позволят студентам входить в более тесный контакт с производством – это в свою очередь даст возможность сократить сроки обучения (2,5 года «Профессионалитета» против стандартных 3–4,5 года). При этом выпускникам, получившим специальность по программам проекта, после прихода на производство не придется переучиваться – они уже будут хорошо знакомы и с оборудованием, и с технологиями, и с задачами, которые стоят перед предприятием-работодателем.
«Профессионалитет» предусматривает следующие этапы развития. Мы вводим в структуру управления колледжем отрасль – то предприятие, где студенты впоследствии будут работать. Отрасль может напрямую финансировать материально-техническое обеспечение, она говорит, какие специалисты нужны. За 2,5 года будут даваться интенсивная профессиональная и общеобразовательная подготовка, практика на производстве на современном оборудовании, которое отрасль предоставляет. Мы переподготовим всех мастеров производственного обучения, преподавательский состав, пройдет серьезная переподготовка управленческого состава всех колледжей. «Профессионалитет» – это хороший шанс получить новую специальность по новым стандартам. Востребованную, с хорошей зарплатой, гарантированным трудоустройством», – ответил на вопрос о том, какие изменения ждут учреждения СПО, Сергей Кравцов. Он также добавил, что схема поступления совсем не изменится: абитуриентам нужно будет подать документы в один из 70 участвующих в проекте колледжей, пройти конкурс аттестатов (приемные комиссии будут уделять особое внимание мотивации кандидатов). Поступать можно как после 9-го, так и после 11-го класса – как сообщил Сергей Сергеевич, перечень доступных программ подготовки представлен на сайте Минпросвета.
В рамках «Профессионалитета» было сформировано восемь кластеров, соответствующих наиболее важным для развития экономики страны отраслям: атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтика. В Подмосковье развивать будут машиностроительный и металлургический кластеры. Как заявила вице-губернатор Московской области Ирина Каклюгина, такой выбор был сделан исходя из того, что в регионе эти направления представлены наиболее широко: «Квалифицированные кадры у нас в регионе нужны 46 предприятиям машиностроительной отрасли и 37 металлургическим фирмам. У нас 2 кластера, в них участвует 20 колледжей, 24 предприятия-партнера. Мы уже объявили набор, в сентябре учиться придут 225 человек. В середине апреля провели день открытых дверей, порядка 3000 человек пришло – это дети, которые будут поступать в этом году, в следующем и через год».
Член правления РСПП Андрей Комаров, представлявший на презентации позицию работодателей, обратил внимание на то, что работа предстоит крайне серьезная: «Работодатели являются сторонниками практикоориентированного подхода – зачастую у выпускников колледжей не хватает знания технологий, знания отрасли, понимания перспектив развития. И «Профессионалитет» призван решить эти вопросы. Это беспрецедентная программа, над созданием которой мы трудились последний год. Мы живем в непростое время, система СПО должна понимать, что вызов нашего времени – переподготовка кадров. Нужно готовить 27 тысяч мастеров, и здесь тоже необходимо привлекать работодателей».
В Московской области информационной, профориентационной и просветительской работой по проекту «Профессионалитет» занимается МОРО Союза машиностроителей России, в состав Регионального совета которого входит Генеральный директор, Генеральный конструктор АО «ВПК «НПО машиностроения» Александр Леонов. На презентации Александр Георгиевич ответил на вопросы о том, как система наставничества работает на предприятии и в колледже «Энергия» в настоящее время: «Я должен сказать, что мы с колледжем работаем много лет. Изначально он был ПТУ при нашем предприятии, это училище с первого дня работало вместе с нами. Наставничество организовано таким образом: наши сотрудники, прошедшие специальную подготовку и имеющие талант к обучению, преподают ребятам. Постепенно все менялось, колледж значительно вырос, сейчас у него в штате много собственных преподавателей, но и наши мастера – и работая здесь, и при прохождении студентами практики на предприятии – играют существенную роль. Наставники сами для себя готовят кадры, которые и помогать им будут на должном уровне, и в свое время заменят. Студенты, работающие в цехах, получают заработную плату – такая система у нас действует и с Аэрокосмическим факультетом МГТУ им. Н.Э. Баумана».
Александр Георгиевич также выразил надежду на то, что изменения в системе СПО, которые принесет «Профессионалитет», не помешают развиваться образовательному кластеру «Инженерные классы и «Изобретариум» – колледж «Энергия» – АКФ», который создан в Реутове.
Вопросы высокопоставленным гостям задали и присутствующие на презентации ребята: кого-то волновала тема выбора профессии, кто-то спрашивал, предусматривается ли в программах «Профессионалитета» научно-проектная деятельность – со школьниками политики и руководители предприятий общались абсолютно открыто и откровенно. Некоторым учащимся, которые собираются поступать на «Профессионалитет», также дали высказаться – как оказалось, девятиклассники уже сейчас понимают, как много перспектив открывает участие в проекте. Дети, которые поступят в колледж «Энергия» этим летом, действительно станут пионерами и первооткрывателями – вполне возможно, что их опыт навсегда изменит отечественную систему среднего профессионального образования.
На снимке: гости оценили производственные навыки студентов-дефектоскопистов.
Владимир КЛЫКАНОВ
Фото Леонида Варламова