«СТУДЕНТЫ УЧАТСЯ НА СВОИХ НЕУДАЧАХ И ПОБЕДАХ»

Два раза в год, зимой и летом, учащиеся колледжей и вузов проходят очередной этап проверки знаний, находя в своей подготовке слабые и сильные места. В каждом учебном заведении подходы к проведению сессии разные: суть, конечно, одна, но специфика везде своя. О том, как строится учебный процесс в ГАПОУ МО «ПК «Энергия», корреспонденту «Трибуны ВПК» рассказал директор колледжа, член Регионального совета Московского областного регионального отделения Союза машиностроителей России Нерсес Нерсесян.

– Нерсес Владимирович, в колледже «Энергия» обучение тесно переплетено с производственной подготовкой. Как это сказывается на контрольных мероприятиях? По каким производственным дисциплинам студенты сдают экзамены и зачеты?

– Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляют собой совокупность требований, обязательных для реализации образовательных программ по соответствующим профессиям и специальностям. Речь идет о требованиях, которые предъявляют работодатели к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, перечне общих и профессиональных компетенций. Практическая подготовка при реализации учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) организуется путем проведения практических занятий, практикумов, лабораторных работ и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

– Расскажите, пожалуйста, об итогах прошедшей зимней сессии. Студенты каких специальностей проявили себя лучше всего, какие слабые места в подготовке ребят выявили преподаватели, мастера и наставники?

– Прошедшей зимней сессии предшествовал напряженный учебный семестр. Обучение в колледже в этот период проходило в очном формате. Из общего количества обучающихся можно отметить студентов 2-го курса специальности «информационные системы и программирование», 3-го курса «мехатроника и мобильная робототехника», «технология производства изделий из полимерных композитов», 4-го курса «техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники». Это закономерно, как правило, на эти направления подготовки приходят более сильные абитуриенты. Ребята к 2–3-му курсу уже «научились учиться», приобрели навыки самоподготовки, активно пользуются электронными образовательными ресурсами, электронной библиотекой. По опыту работы преподавателей слабыми местами в подготовке студентов 1-го курса являются неумение применять теоретические знания в практических заданиях, отступления от предъявляемых к работе требований, недостаточный контроль своей работы, длительное вхождение в работу. И это тоже закономерно, для студентов 1-го курса это первая промежуточная аттестация в колледже. Новые правила, новые требования – по сути у ребят еще продолжается адаптационный период.

– Хотелось бы узнать о поощрениях, которые получают студенты, сдавшие сессию на отлично.

– На основании Положения о стипендиальном обеспечении в ГАПОУ МО «ПК «Энергия» студентам, успешно сдавшим сессию и не имеющим оценок «удовлетворительно», назначается академическая стипендия в размере 530 рублей, студентам по результатам семестра, имеющим оценки «отлично», назначается стипендия в двукратном размере, и таких по результатам семестра оказалось 114 человек.

– Со следующего учебного года в колледже стартует практическая реализация проекта «Профессионалитет». Изменится ли подход к организации сессий в контексте этой образовательной инициативы?

– В разработке проекта «Профессионалитет» активно взаимодействуют Московское областное региональное отделение СоюзМаш России, колледж «Энергия» и АО «ВПК «НПО машиностроения» как работодатель. Они как бы образуют три важных звена одной цепи, на которую ляжет основная нагрузка по реализации этого проекта в Подмосковье.

Проект «Профессионалитет» подразумевает сокращение сроков подготовки специалистов на один год. Сокращение сроков обучения не должно повлечь за собой снижения качества образования. Изменится соотношение теоретической и практической подготовки в сторону увеличения времени на освоение практических навыков с привлечением к практическому обучению ресурсов работодателей. Возрастет роль независимой оценки освоения результатов с обязательным участием представителей работодателя.

– Какие уроки, на Ваш взгляд, должны вынести студенты из прошедшей зимней сессии?

– Любое обучение представляет собой последовательный процесс освоения нового, шаги от простого к сложному.

Получение качественного профессионального образования является залогом успешного трудового старта, востребованности на рынке труда. ФГОСом определены требования к освоению не только профессиональных компетенций. Студенты за период обучения осваивают и общие компетенции – учатся выбирать способы решения профессиональных задач, планировать профессиональное и личностное развитие. Педагоги обязаны доносить до студентов важность заинтересованного отношения к обучению, а студенты, имея не только права обучающегося, но и обязанности, должны извлекать «уроки» из неудач и учиться на своих «победах».

– Как осуществляется сотрудничество Московского областного регионального отделения СоюзМаш и колледжа «Энергия»?

– Наше сотрудничество осуществляется на разных уровнях и охватывает разные сферы нашей работы. Например, МОРО СоюзМаш регулярно, два раза в год, организует на базе АО «ВПК «НПО машиностроения» профориентационную акцию «Неделя без турникетов», в которой принимает активное участие наш колледж. В рамках этой акции о преимуществах работы в АО «ВПК «НПО машиностроения» узнают не только студенты реутовского подразделения колледжа, но и ребята из других городов. Также мы совместно с региональным отделением тщательно прорабатывали вопрос подготовки положения о проекте «Ассоциированные школы СоюзМаш России», и во многом благодаря усилиям МОРО СоюзМаш в этом проекте будут задействованы не только школы, но и учреждения среднего профессионального образования.

На снимке: слесарная практика в учебно-производственном корпусе колледжа.

Беседовал Михаил ЗЛОБИН
Фото из архива предприятия