ОСОБЕННОСТИ КОНВЕРСИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

5 июля в Центре ситуационного моделирования корпуса 24 состоялся круглый стол, посвященный проблемам развития производства и реализации гражданской продукции предприятиями ВПК. Он был организован совместно МОРО, МОСПП (РОР) и АО «ВПК «НПО машиностроения». В мероприятии приняли участие представители ряда ведущих оборонных предприятий, таких как АО «КТРВ», АО «ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка» и других.

Открыл круглый стол председатель МОРО СоюзМаш, заместитель Генерального директора В.А. Бунак, обозначив участникам встречи формат конструктивного обмена мнениями и выработки совместных предложений по достижению поставленной Президентом России задачи по увеличению доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения. Напомним, в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК, доля продукции гражданского и двойного назначения должна составлять к 2025 году – не менее 30 %, к 2030 году – не менее 50 %. Во вступительном слове Валерий Александрович провел краткий исторический экскурс опыта разработки и производства конверсионной продукции нашего предприятия и организаций кооперации.

Сегодня ситуация изменилась. «С начала двухтысячных годов на предприятиях ОПК, в частности в нашей корпорации, произошло качественное обновление парка оборудования, созданы и отработаны новые наукоемкие технологии, накоплен серьезный организационный опыт, – сказал В.А. Бунак. – Достигнутый научно-производственный уровень позволяет обеспечить решение задач, поставленных на высшем государственном уровне. Однако сохраняется ряд проблем, связанных со спецификой деятельности организаций ОПК, кадровым обеспечением и текущими обстоятельствами».

В начавшейся дискуссии начальник Департамента гражданской продукции АО «КТРВ» Р.А. Купцов отметил основную проблему, с которой сталкиваются оборонные предприятия, – отсутствие специалистов, способных определить, какая продукция будет востребована на гражданском рынке и как привлекать клиентов.

Особенно это актуально применительно к заводам, производящим серийную продукцию, где нет конструкторских кадров.

При этом сами предприятия должны разрабатывать передовые технологии и внедрять их, сохраняя за собой интеллектуальные права на продукцию. Поскольку проекты, предполагающие покупку технологии производства гражданской продукции и внедрение ее на предприятии, таят в себе немалый риск. Как правило, продают ту технологию, которая скоро устареет, и на ее замену уже готова новая, более совершенная. А значит, с высокой степенью вероятности, выпускаемая по устаревшей технологии продукция будет неконкурентоспособна. Роман Купцов перечислил сложности, которые встают на пути предприятий ВПК, занятых диверсификацией производства. В частности, из-за высокой загрузки мощностей предприятий по основному направлению в данный момент, велика вероятность срывов сроков заказов по гражданской продукции. А это быстро приводит к потере репутации на рынке. Кроме того, как правило, предприятия ВПК очень болезненно воспринимают венчурный этап.

«Насколько я могу судить по имеющимся у меня данным, коллеги приходят к мысли, что надо покупать уже готовые предприятия для производства гражданской продукции, а не задействовать свои производственные мощности, – отметил Роман Андреевич. – Как правило, ищут те предприятия, которые уже относительно успешно прошли венчурный этап, однако потом начали испытывать проблемы. Проводится анализ, насколько устранимы эти проблемы, и, если предприятия имеют потенциал, их покупают. Причем приобретается не менее 51 % акций предприятия, чтобы иметь административный ресурс и финансовое плечо, которые помогают преодолевать проблемы и развивать предприятие».

Помощник Генерального директора АО «ВПК «НПО машиностроения» М.В. Палкин рассказал о том, как развивается производство гражданской продукции на нашей фирме (этой теме газета посвятит отдельную публикацию в одном из следующих номеров. – Прим. авт.).

По словам Максима Вячеславовича, занимаясь гражданской продукцией, специалисты предприятия пришли к пониманию, что разработка и создание гражданской продукции в крупных корпорациях машиностроительной отрасли должны выполняться или по заказу государства, или по заказу аналогичных крупных государственных корпораций.

«Как в рамках гособоронзаказа, где государство управляет работой корпораций ВПК и их загрузкой, так и в части производства гражданской продукции должна быть определяющая роль государства», – считает М.В. Палкин.

Директор ООО «НПП «Радуга-15» (входит в АО «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка») В.И. Нырковский поделился своим опытом перевода производства на выпуск гражданской продукции. По его словам, не все виды конверсии могут подойти конкретному предприятию.

«Часто предлагают переделать уже имеющуюся продукцию для военных в гражданскую, – отметил Вениамин Иванович. – Однако далеко не вся продукция поддается такой переделке. Что касается смены военных технологий на гражданские – это также доступно немногим изготовителям». 

«Радуга», поскольку попадает как раз в число предприятий, чья продукция не может быть переделана в гражданскую, пошла своим путем. 

Было создано дочернее предприятие, которое назвали «Радуга-15». На нем были задействованы научно-техническая база, задел знаний, полученный при военных разработках. И вот уже 10 лет дочернее предприятие живет по законам рынка, не получая никаких субсидий от государства. «Радуга-15» сотрудничает с «Росатомом» в создании систем снабжения воздухом атомных станций. Также создает экранные комплексы тренажеров для летчиков. Работа наладилась, но НПП «Радуга-15» столкнулось с тем, что со стороны государства не предусмотрена поддержка предприятий со стопроцентной государственной собственностью.

«Притом что де-факто мы являемся предприятием малого и среднего бизнеса, для которых предусмотрены различные программы поддержки. Мы юридически числимся как крупный бизнес. Я не говорю о том, что государство просто должно давать нам много денег. Надо создать условия, когда частный финансовый капитал будет заинтересован работать с такими предприятиями, как наше», – подчеркнул Вениамин Нырковский.

Говоря о проблеме менеджмента, он отметил, что машиностроению необходимы узкие специалисты, поскольку менеджеры широкого профиля нашей сфере категорически не подходят. А нужных кадров очень мало.

Начальник отдела исполнительной дирекции МОСПП (РОР) А.Ю. Симичев заверил, что все озвученные на круглом столе предложения и проблемы будут проанализированы и выдвинуты на обсуждение в областном отделении РСПП, а потом наиболее актуальные из них могут быть вынесены на уровень руководства Московской области или федеральный уровень. 

Андрей Юрьевич также вручил В.А. Бунаку, который является членом правления МОСПП (РОР), благодарственное письмо от руководителя этой организации В.И. Козырева за многолетнее плодотворное сотрудничество.

На снимке: круглый стол открыл В.А. Бунак.

Алексей ПОЛУБОТА

Фото Анастасии Саранцевой