ПРЕДПОСЫЛКИ КОНФЛИКТА

29 августа в конференц-зале корпуса 16 состоялась организованная МОРО СоюзМаш и Общероссийским народным фронтом общественно-политическая лекция, посвященная событиям, вызвавшим необходимость проведения военной спецоперации на Украине. Экспертным мнением с сотрудниками АО «ВПК «НПО машиностроения» поделился кандидат исторических наук, директор лаборатории анализа международных процессов Института международных исследований МГИМО МИД России Николай Силаев. Лекция прошла в рамках программы разъяснительной работы, проводимой головной фирмой АО «КТРВ».

Представил лектора заместитель Генерального директора, заместитель председателя Московского областного реготделения Союза машиностроителей России Константин Вишняков. В зале присутствовал также представитель общественной организации «Общероссийский народный фронт» Евгений Перов.

Начать Николай Юрьевич решил с экскурса в недалекое прошлое: «На мой взгляд, к февралю 2022-го сошлись три процесса, которые сделали спецоперацию неизбежной. Первый из них – милитаризация Украины, или, как это точно формулирует Президент, военное освоение Украины со стороны НАТО. Второй процесс – инициированный Киевом (при одобрении со стороны европейцев и американцев) – дипломатический тупик на переговорах об урегулировании конфликта в Донбассе. И третий – глубокие внутриполитические трансформации Украины, которые закрывали возможности для каких-либо политических перемен, позитивных сдвигов в курсе киевских властей».

Раскрывая тему военного освоения, лектор предположил, что историки когда-нибудь удивятся той логике, которой следовало украинское руководство на протяжении многих лет во внешней политике. По словам эксперта, сотрудничество страны как с Евросоюзом, так и с НАТО взамен на предоставляемые Украиной блага практически не приносило ей никаких выгод.

«Украина отдавала себя в распоряжение США и блока НАТО, ничего не получая взамен. Историки назовут эту политику самоубийственной – и нет ничего удивительного в том, что она привела к подобным последствиям. Формально на Украине не было и нет военного присутствия НАТО, однако фактически каждый год Верховная Рада принимает, а Президент подписывает законы о международных учениях, согласно которым военнослужащие стран НАТО могут находиться на территории страны с 1 января по 31 декабря текущего года – другими словами, постоянно. Ясно, что для России все это представляло угрозу – и дело не только в наших отношениях с Западом, приближении военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, но и в том, что украинская внутренняя политика никого не заставляла сомневаться, кто является врагом, к войне с кем Украина готовится. Когда под боком государство, в котором годами взращивается враждебность по отношению к России, – это, естественно, представляет угрозу», – продолжил мысль Николай Юрьевич.

Отдельно он обратил внимание на беспрецедентность ситуации вокруг Минских соглашений. Ведь вопрос о статусе отколовшихся территорий принципиально был решен – изначально обе конфликтующие стороны договорились о том, что республики Донбасса вернутся в состав Украины на условиях некой автономии. Ни в одном из современных конфликтов на почве отделения части территорий на пространстве бывшего СССР (в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье) такого достичь не удавалось.

По словам Николая Юрьевича, окончательно переговоры зашли в тупик уже при Владимире Зеленском, на которого и Украина, и Россия возлагали определенные надежды – к власти политик пришел под лозунгами о том, что окончит войну в Донбассе. Однако именно с подачи нового украинского лидера в народ начало продвигаться отношение к Минским соглашениям как к чему-то несущественному. Как отметил эксперт, в тех случаях, когда ни о чем невозможно договориться, поскольку руководство одной из сторон открыто заявляет, что достигнутые соглашения не нужно выполнять, переговоры теряют смысл.

«Впервые Украина обратилась в НАТО с выраженным желанием стать частью альянса в феврале 2008-го при Викторе Ющенко – он первым начал превращать страну в «Анти-Россию»: вспомнить хотя бы насаждение культа Бандеры и Шухевича, сомнительное объявление голодомора 1932–1933 годов актом геноцида украинцев. Однако в 2010 году Ющенко проиграл выборы с разгромным счетом – избирателям такой Президент был не нужен. После прихода к власти Виктора Януковича был решен, хоть и неидеально, вопрос о статусе русского языка через введение в законодательство Украины понятия регионального языка. Было достигнуто соглашение о пребывании Черноморского флота в Севастополе, лишены званий Героев Украины гитлеровские коллаборационисты. Словом, даже не Россия, а сами украинские избиратели до определенного момента могли корректировать политический курс своего государства. Ведь на самом деле, для того чтобы втянуть Украину в ассоциацию с Евросоюзом и НАТО и начать осваивать ее территорию, нашим западным оппонентам понадобился государственный переворот. Из чего можно заключить, что сделать все это конституционным путем они не имели возможности. Победа Зеленского над Порошенко тоже является свидетельством того, что умеренные и здравомыслящие избиратели еще имеют голос в украинской политике», – заметил лектор.

Вопросов к представителю МГИМО у сотрудников фирмы после лекции осталось много. В первую очередь людей интересовали выбор даты начала спецоперации и соответствие текущей ситуации намеченным руководством РФ планам. Николай Юрьевич подчеркнул, что не является военным экспертом, но с дипломатической точки зрения попытался разъяснить некоторые моменты: «Что касается даты – у меня складывается впечатление, что понимание опасности со стороны Украины в Кремле возникло года за полтора-два до начала операции. Подготовка не столько к военным действиям, сколько к возможному отражению угроз с этого направления (речь идет даже о расширении возможностей политического давления на Киев в вопросах выполнения Минских соглашений) началась еще в 2015–2016 годах. Я думаю, ради демонстрации нашей озабоченности поведением Украины в ходе переговоров проводились масштабные учения весной 2020-го и осенью 2021-го. Если переводить с дипломатического языка на обычный, все выглядит следующим образом: Россия обеспокоена военным освоением Украины, обещаниями принять ее в состав НАТО, готова решительно действовать, чтобы этого не допустить, и предлагает свои варианты урегулирования вопросов безопасности в Европе. В ответ Запад начинает в публичном пространстве утверждать, что Россия собирается вторгнуться на Украину».

На вопрос о том, сможет ли конфликт на Украине перерасти в новую мировую войну, эксперт ответил, что пока нет единого процесса, в который вовлечены сразу многие страны. Однако Николай Юрьевич отметил, что в случае неудачи российской спецоперации у США и их союзников будут развязаны руки в других регионах, а если цели операции удастся достигнуть, то это, наоборот, должно охладить Запад. Основания для глобального конфликта нет – здесь играет большую роль ядерное сдерживание.

Лекция дала слушателям серьезную почву для размышлений. Покидая зал, многие продолжали обсуждать услышанное, выдвигать свои версии развития событий, оживленно спорить. Сходились наши коллеги в одном: важно, чтобы цели спецоперации были достигнуты как можно скорее и чтобы в регионе воцарился мир.

На снимке: Николай Силаев читает лекцию.

Афанасий ЖУК

Фото Михаила Алексеева