ОБЪЯСНЯТ И НАПРАВЯТ

Развитие любого предприятия невозможно без планомерной подготовки квалифицированных кадров. Система наставничества – один из инструментов, помогающих решать эту задачу. В АО «ВПК «НПО машиностроения» наставники закрепляются не только за проходящими практику студентами, но и за молодыми специалистами, получающими первый трудовой опыт. Корреспондент «Трибуны ВПК» пообщался с сотрудниками нескольких цехов предприятия, чтобы узнать о том, как наставничество реализуется у нас на производстве.

Согласно информации, предоставленной отделом подготовки и развития персонала, с 2018 по 2021 год участниками программы наставничества стали 27 молодых рабочих. Больше всех за этот период отличились цех крупногабаритной оснастки и служба главного энергетика – именно в этих подразделениях обучалось сразу по несколько начинающих специалистов.

О том, как работает наставничество у нас на предприятии, «Трибуне ВПК» рассказали заместители начальника инструментального цеха Роман Брагин и Виталий Бойков.

«Производственные практики для студентов колледжа «Энергия» вновь начали проводиться всего несколько лет назад. В цеха подаются заявки, мы оцениваем, сколько готовы принять ребят, за каждым закрепляем наставника. Наставники подбираются не только исходя из уровня профессионализма, но из человеческих качеств – далеко не у каждого талантливого специалиста есть еще и способности к тому, чтобы обучать новичков. Однако чаще всего из целой группы студентов только несколько человек в дальнейшем трудоустраивается – многие из ребят, поступая в колледж, даже не задумываются о том, чем им придется в дальнейшем заниматься. Хотя есть и те, кто и во время, и после практики способны себя зарекомендовать. Например, Артем Бажанов у нас уже третий год, за это время под руководством наставника он освоил новый токарный станок с ЧПУ», – отмечает Роман Александрович.

Кстати, колледж «Энергия» один из самых активных членов МОРО СоюзМаш. Совместными усилиями учащиеся и машиностроители внедряют в практику ряд прорывных инициатив, способствующих повышению эффективности подготовки кадров для таких предприятий как наше.

«Очень многое зависит от самих учеников, – добавляет Виталий Викторович. – Каким бы хорошим ни был наставник, нужно вкладываться – и чаще всего восьми рабочих часов для этого недостаточно. Если хочешь вникнуть в процесс, будешь сутками этим заниматься. Самое важное – рвение и желание работать, вкладывать силы. Без этого специалистом у нас не станешь. А наставник всегда направит, объяснит тонкости.

Один из самых опытных наставников в нашем цехе – фрезеровщик 6 разряда А.Н. Рожков. Александр Николаевич не только учит молодежь – к нему за советом обращаются и состоявшиеся специалисты. Но даже такие мастера, как он, не смогут чему-то научить тех, у кого нет желания учиться».

Представители руководства цеха также отмечают, что в настоящее время в колледже не готовят кадры, способные работать по узким специальностям. Заточник, резьбошлифовщик, доводчик – это редкие профессии, которые сейчас можно освоить лишь в процессе работы. Однако часов, выделяемых студентам на практику, для этого недостаточно.

В механосборочном цехе опыта набираются не только учащиеся колледжа, но и студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана. По словам заместителя начальника подразделения Жанны Барабаш, будущие инженеры-технологи учатся составлять технологические карты, разбираться в инструменте, а также осваивают принципы работы оборудования.

«Иногда ребятам поручается и рутинная работа, но в процессе ее выполнения мы отвечаем на любые вопросы, касающиеся как профессии, так и предприятия. Я часто делюсь теоретическими знаниями, даю советы по подготовке проектных работ», – рассказывает Жанна Александровна.

Что же до представителей рабочих профессий, то здесь дела обстоят примерно так же, как и в инструментальном цехе. Один из действующих наставников – фрезеровщик 6 разряда Андрей Проскуров. Андрей Евгеньевич в профессии более тридцати лет – по его словам, за многие знания и навыки он до сих пор мысленно благодарит своего собственного наставника.

«Нередко так получается, что ребята приходят с очень слабой подготовкой, учиться им нужно чуть ли не с нуля, – сетует мастер. – Мерительным инструментом пользоваться не умеют, навыков практически нет – по сути, мы их переучиваем. Кто-то подходит ответственно к этому, кто-то даже не пытается вникать. Нельзя сказать, что сложилась какая-то система обучения – просто стараюсь по ходу работы объяснять тонкости, особенности. Если не запоминают – прошу, чтоб записывали. На универсальных станках методы работы существенно не меняются с годами, разве что появляется новое оборудование с числовым управлением – на нем операции выполнять становится только проще».

Токарь 3 разряда Александр Коневецкий работает в механосборочном цехе уже четвертый год. На предприятие он пришел студентом колледжа. Прошел практику, защитил диплом, отслужил в армии – и по возвращении устроился в знакомый цех.

«Моим наставником еще во времена практики был Юрий Пименов. Он настоящий мастер – когда я только пришел, вообще ничего не понимал, – он практически с нуля меня обучал. Не ленился объяснять простые вещи, давал подсказки о том, как оптимизировать рабочий процесс. Делился тонкостями профессии. За три месяца практики удалось узнать очень много. Вернувшись из армии, целенаправленно шел в этот цех, Юрий меня еще в течение нескольких месяцев обучал. Да и сейчас, если возникают какие-то вопросы, он никогда не откажет в совете – как и другие более опытные коллеги», – рассказывает молодой специалист.

В целом система наставничества у нас на предприятии работает. Рассуждая о том, как можно было бы ее улучшить, собеседники «Трибуны ВПК» сошлись в едином мнении: знакомить с производством студентов нужно с самого первого курса – например, делать цеха площадками для проведения лабораторных работ и организовывать мастер-классы от опытных специалистов подразделений.

На снимке: Андрей Проскуров обучает молодого рабочего.

Владимир КЛЫКАНОВ Фото Леонида Варламова